ХИМИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
Ленивый Нил, да глыбы пирамид,
Руины Фив, где гулко бродит эхо,
Да письмена в куски разбитых плит…
И. Бунин
В стародавние времена подданные звали своих королей по-приятельски просто: Карл Толстый, Пепин Короткий или Генрих Обжора. Со времен средневековья сохранились мрачные рыцарские замки, да города-крепости с толстыми высокими стенами и башнями. Крупнейшим прибалтийским городом-крепостью был средневековый Таллинн, чье современное имя означает "датский город", а раньше он назывался Ревель, Колывань и Линданис-леденец. Морские ворота города охраняла сторожевая башня Толстая Маргарита. Ее основание составляет почти половину высоты башни Длинного Германа, который возвышается над малой крепостью почти на полсотни метров. Толстая Маргарита, Длинный Герман, стены, церкви, гильдии и старые дома сложены из известняка. Серый плитчатый камень создал неповторимый средневековый колорит таллиннской готики.
Впрочем, известняку обязана не только столица Эстонии, но и все эстонское побережье Финского залива, где морской берег поднимается крутым известняковым уступом - глинтом (от датского -klint - обрыв, утес). Плотный светло-серый толстослоистый известняк, по-местному плитняк, веками служивший созданию архитектурного ансамбля Таллинна, залегает в верхней части глинта относится к ордовикской системе, ласнамягскому горизонту, названному по имени известной каменоломни Ласнамэ, где велась добыча строительного камня для сооружения крепостных стен, башен, жилых домов, церквей, гильдий, ратуши.
Известковое плато или холм Тоомпеа, на котором расположен Таллинн, возвышается над заливом почти на 50 метров. Легенда рассказывает, что холм сложила из камней на могиле своего мужа Калева безутешная Линда, а из вдовьих слез образовалось озеро.
Коль тебе придется, братец
Ехать в славный город Таллинн
Ты увидишь по дороге
Города не доезжая,
В стороне — гладь Юлемисте,
Озеро печали вдовьей...
С XIV века и до сих пор город получает питьевую воду из оз. Юлемисте. А на северном берегу озера, хорошо видный с Тартусского шоссе, лежит огромный ледниковый валун, вывалившийся из передника Линды, когда она носила камни на холм Тоомпеа. Камень - геологический памятник природы - служит своеобразным футштоком уровня воды оз. Юлемисте. На нем отмечены маловодные годы, когда валун оказывался на суше.
Вслед за легендой мы покинем Таллинн, чтобы продолжить рассказ об удивительных свойствах и возможностях известняков, чье присутствие на берегу прохладного Финского залива напоминает о былом теплом море, где миллионы лет назад отлагались карбонатные остатки морских организмов, превратившиеся потом в известняковые слои. Известняки широко распространены в разновозрастных отложениях осадочного чехла Русской платформы, в Скалистых горах Америки, горных массивах Крыма и Западной Европы. В горах Тянь-Шаня мощность известняковых слоев достигает нескольких километров.
Не менее грандиозны коралловые известняковые постройки, с которыми связан очаровательный феномен природы - коралловые острова в океане. Первого апреля 1836 года к Кокосовым островам, затерявшимся в просторах Индийского океана, подошел небольшой десятипушечный бриг под английским флагом. Корабль назывался "Бигль", что можно перевести как "гончая собака" или "ищейка". Шли последние месяцы пятилетнего кругосветного плавания гидрографической экспедиции Британского адмиралтейства, целью которой было составление подробных морских карт. Кроме команды и офицеров на борту находился научный сотрудник - молодой натуралист, приглашенный в плавание для проведения геологических и зоологических наблюдений.
Молодой человек приходился племянником Джосайе Веджвуду - фабриканту известной фарфоровой посуды. Именно он уговорил доктора Роберта Дарвина отпустить в плавание сына Чарльза, сделав, таким образом, доброе дело и для племянника, и для мировой науки.
Корабль осторожно двигался по узкому проливу между рифами. За кипящими белоснежной пеной бурунами, в оправе ослепительно белых пляжей плескались изумрудные волны лагун. Любуясь дивной картиной, Чарльз Дарвин размышлял об очаровательной загадке природы - коралловых островах.
Как у медуз, тело кораллов состоит из мешка, который служит желудком и кишечником, где перерабатываются мелкие плавающие организмы - планктон. Но в отличие от медуз, кораллы не плавают, а закрепляются на дне. Свободный конец кораллового мешка представляет собой рот, окруженный венчиком щупалец, которые помогают захватывать добычу. Снаружи мешок заключен в известковую оболочку, состоящую из карбоната кальция, которая служит строительным элементом рифа.
Кораллы - жители теплых морей, они обитают в чистой, прозрачной воде, согретой солнечными лучами, не глубже 50 метров. Однако коралловые рифы и острова нередко встречаются в открытом океане, там, где глубины неизмеримо больше. Чарльз Дарвин сам убедился в этом, когда капитан "Бигля" Роберт Фиц-Рой измерил 7200 футов (~ 2 км) под килем корабля и не достал дна рядом с берегом кораллового острова. Каким же образом мелководные кораллы построили огромные подводные горы вдали от берегов?
Чарльз Дарвин не только впервые описал три типа коралловых рифов: барьерные, окаймляющие рифы островов и атоллы. Изучив коралловые образования во время кругосветного плавания на корабле "Бигль", молодой натуралист впервые научно объяснил происхождение глубоководных построек. Он убедительно показал, что образование коралловых островов происходит при опускании морского дна. Кораллы компенсируют своим ростом погружение, по-прежнему развиваясь на глубине до 50 метров. В начале XX века догадка великого натуралиста получила подтверждение при бурении коралловых рифов, когда образцы мелководных кораллов подняли с больших глубин. Интерпретация природного феномена, данная Ч. Дарвиным 150 лет назад, до сих пор является лучшей.
"Мы испытывали изумление, когда путешественники рассказывали нам об огромных размерах пирамид и других великих развалин, но до чего ничтожны величайшие из них по сравнению с этими каменными горами, представляющими собой результат совокупной деятельности различных крохотных и нежных животных! Это - чудо, которое поначалу нисколько не поражает нашего физического зрения, но по некотором размышлении изумляет умственный взор",- писал Ч. Дарвин о размерах коралловых построек в своей книге "Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль". Второе издание книги он посвятил Чарльзу Лайелю, "как признание того, что главные научные достоинства, которыми, быть может, обладают этот "Дневник" и другие произведения автора, обязаны своим происхождением изучению всем известных, удивительных "Основных начал геологии".
Общая площадь всех рифовых образований в Мировом Океане достигает 600 тыс. км 2, только один Большой Барьерный риф, тянущийся вдоль восточного побережья Австралии, превосходит по объему все, построенное человеком. Вдоль берегов Красного моря находится множество коралловых отмелей, островов и даже барьерных рифов. Это великолепный оазис подводной жизни с коралловыми садами и рощами, одно из немногих мест на планете, где осталась дикая природа в естественном равновесии. За миллион лет до нашей эры, Нил впадал в Красное море, но сейчас в это внутреннее море Индийского океана не впадает ни одна река, поэтому его воды кристально чисты. Красное море заполняет активную геологическую структуру – межконтинентальную, глубокую (свыше 3000м) рифтовую долину, отделяющую Аравийский полуостров от Африки. Оно принадлежит к числу самых теплых и соленых морей планеты. У берегов Египта температура красноморской воды зимой редко опускается ниже 20°С, а соленость достигает более 40г/л., что создает благоприятные условия для жизни кораллов и всей рифовой экосистемы. Бывший поселок нефтеразведчиков Хургада на берегу Суэцкого залива ныне стал мировым курортом, где сохраняются чистые пляжи и лагуны для подводного плавания.
Кроме чисто белых и серых известняков встречаются разновидности различных цветов и оттенков: розовые, палевые, красно-бурые, зеленоватые и даже черные. Окраска определяется примесями - глинистыми частицами, гидроксидами железа, зеленым минералом глауконитом или органическими соединениями. Известняк - порода средней твердости, обычно его можно пилить простой пилой и резать ножом, но известны более твердые перекристаллизованные мраморизованные разновидности.
Имея почти повсеместное распространение, известняки представляют собой минеральное сырье массового потребления. Вместе с песком и глиной третьим "китом индустрии" строительных материалов можно считать известняк, который наряду с использованием в виде щебня, стенового и облицовочного материала, служит сырьем для производства цемента, стекла, извести (раньше известняком называли камень, из которого получали известь). Химическая промышленность использует известняки для производства соды, едкого натра, карбида кальция и других соединений. Известкование почв - агротехнический прием, способствующий повышению урожайности. Известняки помогают чистить свекловичные соки на сахарных заводах, а в металлургии они применяются в качестве флюсов для удаления примесей из металлов. Мягкий известняк легко добывать и обрабатывать, однако камень достаточно прочен и устойчив к воздействию климатических факторов, чтобы служить долговечным и надежным строительным материалом.
В середине ХIХ века в долине притока Рейна реки Неандерталь, недалеко от немецкого города Дюссельдорфа, рабочие, чистившие грот, наткнулись в слое глины на черепную крышку, кусок плечевой кости и останки конечностей ископаемого человека, названного впоследствии по месту нахождения неандертальцем.
Сперва мнения ученых сильно разошлись. Один специалист приписал кости голландцу, другой увидел в них кельта, а третий решил, что они лучше подходят русскому казаку, который в погоне за армией Наполеона отстал от своих и занемог в пещере. Известный немецкий анатом и антрополог Рудольф Вирхов, изучив особенности костей, составил подробное жизнеописание неандертальца, который, по его мнению, много болел, был бит камнями и страдал запоем. Такой диагноз исключал древнее происхождение находки, которая оказалась в забвении на целых 30 лет, пока в другой пещере, на этот раз в Бельгии, не откопали сразу два скелета неандертальцев.
Следующую важную находку антропологи сделали в скальных расщелинах и пещерах километрах в сорока от Пекина, возле селения Чжоукоутянь, где обнаружились кварцевые и кремневые орудия и останки синантропов или китайских питекантропов. Затем аналогичные находки последовали в пещерных жилищах первобытных людей в Пиренеях, Альпах и Ахштырской пещере на Черноморском побережье Кавказа, недалеко от Сочи.
Открытием мирового значения стали раскопки в гроте Киик-Коба вблизи Симферополя, где нашлись остатки кострищ, кремневые орудия, кости животных и неандертальского человека.
В пещерах была открыта и наскальная живопись наших предков, которые спасались там от холода, грелись у костра и готовили пищу, прятались от диких зверей и враждебных племен. Словом, каменная пещера служила домом и крепостью человека каменного века.
Однако и много позже, когда каменный век остался далеко позади, люди продолжали пользоваться пещерами. В IV-V веках в горной части Юго-Западного Крыма, на труднодоступных вершинах столовых гор и, в скальных обрывах Второй горной гряды к юго-востоку и югу от Бахчисарая, возникли пещерные города- крепости - Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Эски-Кермен и Мангуп-Кале. Наряду с жилыми и хозяйственными пещерами эти города имели крепостные стены, дома, мечети, храмы, построенные из местного камня. Аналогично расположены на горных вершинах хорошо укрепленные крепости-замки: Бакла и Тепе-Кермен недалеко от Бахчисарая, Каламита в Инкермане у Севастополя. Позднее, в IX-XII веках, в районе Бахчисарая, в Инкерманской долине и других местах Крыма и Кавказа в отвесных скальных обрывах появились пещерные монастыри.
В Южной Грузии, неподалеку от города Ахалцихе, в отвесной скале на берегу реки Куры вырублен пещерный монастырь-крепость Вардзия. Его восемь этажей возвышаются над рекой на 90-135 метров. В длину помещения Вардзии занимают целый километр и состоят из искусственных пещер жилого, хозяйственного и культового назначения. В центре монастыря - главный храм зального типа, расписанный фресками с портретами царя Георгия III и царицы Тамары, в чье царствование сооружался храм (конец XII- начало XIII века).
В Армении, в верховьях реки Гарни, в диком ущелье находится комплекс старинного монастыря Гегард (XIII век), большинство помещений которого выдолблено в скале, отличается совершенством архитектурного решения и мастерством исполнения, включая резьбу по камню.
Оба кавказских памятника высечены в скальных массивах из вулканического туфа.
Пещерные поселения, города и монастыри возникали обычно в местах развития известняков, доломитов или вулканических туфов, т. е. мягких, легко поддающихся обработке горных пород, которые и стали первыми природными строительными материалами, когда люди принялись строить крепости, города, замки, мосты, храмы, дороги. Египтяне сложили свои знаменитые пирамиды из известняка, греки возводили храмы из мрамора, вавилонский царь Навуходоносор предпочитал кирпич. Вкусы древних определила природа, поместив месторождение известняка в Египет, мрамора - в Грецию, глины - в Месопотамию.
Древние говорили, что все на свете боится времени, но время боится пирамид. Пораженный величием египетских пирамид, Наполеон Бонапарт подсчитал, что стеной из каменных блоков трех пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (пригороде Каира) можно окружить всю Францию.
Благодаря известняку Египет стал родиной обработки камня. Залежи известняка тянутся вдоль долины Нила сплошной полосой примерно на 500 миль от Каира до Эсне. Южнее, от Эсне до Ассуана выходы известняков встречаются то на западном, то на восточном берегу Нила. Со времен фараонов известны каменоломни Массара, Аяне, Мокаттан и Тура вблизи Мемфиса, где сохранились на скальных стенках древние надписи, некоторые из этих карьеров эксплуатируются и ныне, что свидетельствует о мощных запасах известняков.
Поблизости от великих пирамид, расположенных на плато Гиза, осталось несколько больших котловин, засыпанных теперь песком, а раньше бывших известняковыми каменоломнями. Такая бывшая каменоломня окружает сфинкса. Ступенчатые грани Великих пирамид выложены из известняковых блоков нуммулитового известняка, который образован раковинами вымерших одноклеточных морских организмов - нуммулитов. Их размеры составляли 1-10 сантиметров в диаметре, но попадались и "гиганты" до 16 сантиметров. Раковины нуммулитов круглые и плоские, напоминают монету, откуда и название. Пирамиды Хеопса и Хефрена, а также верхняя часть пирамиды Менкаура облицованы более мелкозернистым известняком, его возили из каменоломен Тура с противоположного берега Нила.
В каменоломнях, следуя за естественной трещиноватостью породы, каменотесы выбивали в скальном массиве бороздку, оконтуривая блок. Затем делали отверстия, куда загоняли клинья из сухого дерева, и поливали их водой. Клинья, разбухая, отрывали монолит от пласта. Полученную заготовку обрабатывали на месте в форме куба, а у подножия пирамиды шлифовали камнем и песком. За сорок семь веков у пирамиды Хеопса оказалась поврежденной лишь вершина, куда во время второй мировой войны англичане поместили свой пост противовоздушной обороны.
Египетские зодчие и скульпторы использовали в создании культовых сооружений известняки формации Тебес, ассуанские граниты и диориты, нубийские песчаники, которые разрабатывали на возвышенности Гебель-Сильсила в долине Нила к северу от Дарау. Египетские мастера каменотесы высекали каменные глыбы-обелиски в честь бога солнца Ра и огромные колонны высотой с пятиэтажный дом. В скальных известняковых массивах вырубали пещерные храмы, состоявшие из анфилады помещений, украшенных скульптурами, рельефами и росписями. Фасады храмов отделывали каменной скульптурой, как, например, фасад главного храма Абу-Симбел, где восседали четыре колосса фараона Рамсеса II.
Чехол осадочных и метаморфических горных пород к западу от долины Нила в окрестностях Фив образует в естественных обнажениях видимый геологический разрез, мощностью около 570м. У подножия 300-метрового обрыва рыжих, словно опаленных солнцем известняковых скал, возвышенности Гебель-Гурнах у Тебеса, возник в ХХI-XVIвв. до н.э. храмовый комплекс Дейр-эль-Бахри, с грандиозным заупокойным храмом царицы Хатшепсут и ее отца Тутмоса I.
Более ограниченно применяется известняк для станковых работ, но именно среди них находится один из самых выдающихся скульптурных шедевров мирового искусства, найденный археологами экспедиции Германского востоковедческого общества при раскопках развалин Ахетатона.
Когда 6 декабря 1912 года руководителя экспедиции Людвига Борхарда позвали в помещение, обозначенное в плане раскопок номером 19, он, естественно не предполагал, что ему предстоит увидеть. Извлеченный из кирпичной пыли предстал дивный женский портрет, изваянный из белого, слегка сероватого известняка и раскрашенный красками. В 1923 г. появились первые результаты физико-химического анализа красок портрета Нефертити, которые показали, что египтяне использовали натуральные пигменты и приготовленные из природных минералов искусственные красители. Кристаллографические исследования 1982 г. в Цюрихе выяснили, что лазурная краска на головном уборе Нефертити не содержит природного или искусственного минерала лазурита, а отвечает формуле СаCuSi4010, представляя собой кальциево-медный слоистый силикат, где хромофором-носителем цвета является медь, как в минерале азурите, называемом также медной лазурью.
Швейцарские ученые экспериментально доказали, что египетская лазурь кристаллизуется из расплава, приготовленного на основе оксидов кальция, меди и кремния при температуре до 1000 °С. Можно полагать, что древние египтяне разработали метод синтеза синей краски из кальцита, известняка или мела, азурита и кварцевого песка.
Загар на портрете Нефертити создан тонкоизмельченным ожелезненным кальцитом, для желтого цвета использован минерал аурипигмент, красная краска приготовлена из оксидов железа, черная - представляет смесь угля и воска, белая - писчий мел.
Пораженный красотой и исполнением изваяния, уже ночью заполняя дневник, Борхард воскликнул: "Описывать бесцельно - смотреть!" Немецкие археологи потом облепили лицо Нефертити глиной, предъявили ее египетским археологам, дававшим разрешение на вывоз найденных предметов, и доставили портрет царицы в Берлин, где он хранится ныне.
В Европе античные мастера использовали желтый известняк ("порос") из окрестностей Афин для скульптурного декора Акрополя. Знаменитые химеры собора Парижской богоматери выполнены из известняка по рисункам О. Домье. В храмовых сооружениях Новгородской и Владимиро-Суздальской Руси широко применяли местный известняк, добываемый "во брегах" Волги, Великой, Москвы и Пахры – это знаменитый храм Покрова на Нерли, Димитровский собор во Владимире, Георгиевский в Юрьеве Польском, древнейший из храмов Московской земли – Никольская церковь в с. Каменское.
Многие отечественные образцы декоративной скульптуры из известняка созданы в XVIII-XIX вв. Таковы скульптурные работы И. П. Витали для Опекунского совета и Технического училища в Москве, скульптуры апостолов церкви Знамения в Дубровицах возле Подольска, выполненные из мячковского камня, фигуры Невы, Волги, Днепра и Волхова из пудостского известняка у Ростральных колонн в Петербурге, "Морские нимфы" Адмиралтейства, садово-парковая скульптура Екатерининского парка Царского села, Павловского парка и др.
Портретное использование известняка в начале ХIХ получило развитие в таких способах воспроизводства изображения, как литография и фотография.
23 февраля 1803 года известный русский геолог, минералог и химик Василий Михайлович Севергин на конференции Петербургской академии наук выступил с докладом. Вскоре в "Санкт-Петербургских Ведомостях", на листке приложения, где обычно печатались "краткие известия о разных полезных открытиях и других предметах наук", появилось сокращенное изложение доклада:
"Новый способ отпечатывать рисунки или письмена.
Некоторый немец в Лондоне есть изобретатель оного. Он берет известной камень, имеющий мелкую сыпь, и как бы губчатое сложение. На поверхности его не полируют, но только оглаживают и пишут на оной или изображают рисунки посредством тонкого пера и особыми чернилами, кои имеют свойства не вбирать в себя воды, а напротив того обыкновенные книгопечатные чернила удобно в себя принимают. По окончании рисунка вся поверхность камня спрыскивается водой. Камень вбирает в себя воду, и все места в камне, на коих ничего не написано или не изображено, остаются мокрыми. Потом печатные чернила наводятся обыкновенным способом. Намоченные места чернил в себя не принимают, а только те, кои перьевыми чернилами написаны были. Когда потом наложат смоченную бумагу, и надлежащим образом пригнетут, то получат весьма ясную отпечатку, которая подлиннику во всем подобна. Сказывают, что несколько сот таких отпечаток произвести можно. Вышеупомянутые особые чернила есть распущенный в воде гуммилак посредством малого количества минеральной щелочной соли и мыла. В.Севергин".
Позднее В. М. Севергин опубликовал сведения о российских месторождениях литографского камня: "В России находится изобильно пригодного камня на сию работу (литографирование), во всех флецовых известковых горах, даже близь С. Петербурга, и в смежных губерниях Новгородской, Псковской и прочих, кроме Финляндии, между прочим Путиловский камень кажется для сего в особенности пригодным".
Литографским камнем служит плотный тонкозернистый глинистый известняк, известный также в Армении, Грузии, Азербайджане, а более всего из месторождения Золенгофен в ФРГ, знаменитого естественными каменными отпечатками птиц. "Некоторый немец" в сообщении В. М. Севергина - это Алоизий Зенефельдер, родившийся в Праге в 1771 г. в семье актера. Сначала он сам выступал на Мюнхенской сцене, но потом открыл типографию и занялся опытами, которые привели его в 1798 г. к открытию способа изготовления форм плоской печати путем химической обработки известкового камня, где принцип печатания основан на действии кислот и щелочей на литографский камень. Свой способ изобретатель назвал: chemische Druckerei - химическая печать.
Специалисты потом так оценили его открытие: изобретение плоской химической печати составило эпоху в истории полиграфической техники и явилось событием подлинно мирового значения. Не менее значительной оказалась роль литографии в искусстве, поскольку ни один вид графического искусства не обладает такими богатыми и разнообразными изобразительными возможностями, как литография. Действительно, быстрота изготовления изображения на камне, простота и высокая скорость печатания в сочетании с высокими изобразительными возможностями и легкостью размножения печатной формы, сделали литографию в начале XIX века самым популярным видом графического искусства.
Специфика художественной литографии сформировалась во Франции под влиянием романтизма. Крупнейшим мастером литографии был Э. Делакруа, иллюстрировавший И. Гете и В. Шекспира. Особое значение для развития литографии имело творчество О. Домье. Новые художественные возможности проявились в творчестве Э. Мане, импрессионистов: О. Ренуара, Э. Дега, К.Писсаро, а также символистов и модернистов. Литографией занимались А.Матисс, П. Пикассо, М. Шагал, Д. Сикейрос.
Заинтересовался литографией и некий отставной полковник Жозеф Нисефор Ньепс. Изображение, полученное через камеру-обскуру, он хотел зафиксировать на камне, чтобы потом отпечатать его на бумаге. Сын изобретателя Исидор вспоминал, как отец "собрал на дороге из Шалона-на-Соне в Лион обломки камней, которые, как ему показалось, представляли некоторое сходство с литографским камнем".
Однако собранные на дороге камни, очевидно, не удовлетворили изобретателя, и 5 мая 1823 года Нисефор Ньепс с радостью сообщил брату Клоду: "Я достал у Дежюстье, типографа, немецкий литографский камень прекрасного качества..." Основное значение в этих работах Н. Ньепса имели опыты с асфальтовым лаком, светочувствительность которого открыл швейцарский физиолог Жан Сенебье. Для опытов Н. Ньепс использовал раствор асфальта в нефти, которым он покрыл литографский камень. На покрытый асфальтом камень изобретатель положил промасленную нефтью для прозрачности гравюру и выставил камень на солнце. Аналогичные опыты изобретатель сделал, сфокусировав изображение на камне через камеру-обскуру. В обоих случаях после экспозиции в течение нескольких часов асфальт белел на свету и на нем отпечатывалось мутное бело-серое негативное изображение.
Самым важным в описанном процессе было не получение картинки как таковой, а потеря растворимости асфальтового слоя под действием света. Экспонированный таким образом светочувствительный слой Н. Ньепс обрабатывал нефтью или лавандовым маслом. При этом засвеченный асфальт оставался на камне, а неизмененный светом растворялся в нефти. Далее Н.Ньепс протравливал камень кислотой, которая разъедала его пропорционально толщине оставшегося асфальта. Получалась гравированная светом форма, с которой можно было печатать гравюру.
16 сентября 1824 года Нисефор Ньепс отправил брату Клоду очередное письмо, которое современные исследователи считают важнейшим в истории открытия фотографии: "...Я с удовольствием могу, наконец, сообщить тебе, что, усовершенствовав свои способы, я добился получения такого снимка, какого я мог желать... Этот снимок сделан из твоей комнаты со стороны Гра, и я работал при этом с самой большой моей камерой-обскурой и с самым большим камнем".
Одним из первых русских фотографов был сын декабриста Евгений Иванович Якушкин. "Милому фотографу честь имею донести..." - обычно так начинались письма И. И. Пущина к Е. И. Якушкину, написанные после встречи в сибирском городке Ялуторовске, где отбывали ссылку декабристы. Дважды Евгений Иванович Якушкин приезжал в Сибирь к отцу, встречался с другими опальными декабристами, фотографировал их.
Деятельность Е. И. Якушкина имела особое значение, поскольку Николай I специальным указом запретил рисовать и публиковать портреты декабристов, стремясь таким образом уничтожить их в памяти потомков.
Путешествовавший по Сибири шведский художник Ш. Мазер начал было писать портрет Александра Муравьева. Завершить работу ему не пришлось, по царскому указу художника под конвоем повезли из Сибири. Запрет действовал долго, спустя 20 лет после восстания за фотографирование ссыльных декабристов власти арестовали, а затем выслали из России инженер-поручика Давиньона.
Вскоре после возвращения в Москву Евгений Якушкин с братом Вячеславом занялся организацией литографического заведения, где начался выпуск литографированных портретов декабристов, которые стали звать Е.Якушкина "Наш литограф".
В начале 1860-х годов фотографические и литографические портреты декабристов распространялись братьями Якушкиными среди "своих" в Москве и Петербурге. Попадали они и за границу. Коллекция фотографических портретов декабристо, отпечатанных в виде визитных карточек размером 6х9 принадлежала А. И. Герцену. Фотографии сохранились и вернулись столетие спустя в дом своего владельца в переулке Сивцев-Вражек, где они вместе со старыми литографиями рассказывают потомкам о великом подвиге и жизни лучших людей России.