Кара-Даг. Скала Разбойник.

Минералогическая коллекция с кукурузного поля. Подмосковье.

Ледниковый валун-геологический памятник природы.

Геологический памятник природы-Никитская расселина, где снимались фильмы: "Дети капитана Гранта", "Кавказская пленница " и др.

Партенит. Скала Медвеженок.

Новый Свет. Экологическая тропа Л.С.Голицина.

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА  И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Планета людей Земля - геологическое  тело  из горных пород и минералов –  дом человечества, единственный и неповторимый во всех обозримых космических просторах. Геологическая сущность определяет возникновение планеты ее историю, строение, развитие жизни. Геологическая история и развитие земной коры создали лик Земли - соотношение материков и океанов, прелесть континентальных, прибрежных, горных,  равнинных и пустынных ландшафтов, природные условия областей и городов.

Неаполь с морем и вулканом,

Откуда вьется дым султаном…

Самый распространенный и главный минерал нашей планеты – вода, которая покрывает большую часть, 71%  поверхности Земли. Без воды нет жизни или жизнь – одушевленная вода, река жизни. Вода отличает Землю от Луны,

   Марса и всех планет Солнечной системы. Современная геологическая наука считает нашу планету высокоразвитой  самоуправляемой кибернетической системой с набором структурных элементов – геосфер, где каждая, действуя самостоятельно, служит функциональной подсистемой  планеты Земля. При этом обеспечивается непосредственное взаимодействие внешних(атмо-, гидро-, био-) сфер и глубинных оболочек. Вся система и ее геосферы устойчивы в пространстве и во времени, имея стабильные физико-химические параметры. Геосферы накапливают и хранят генетическую информацию, которая влияет на хронологию и развитие последующих процессов. Таким образом, геологическая деятельность планетарной системы определяется информационным взаимодействием минеральной материи прошлого и настоящего и является закономерной для системы, несмотря на возможные катастрофические последствия для живых организмов.

История дома планеты Земля - это хронология геологических процессов в виде деятельности вулканов, землетрясений, морских трансгрессий, горообразований, развития биосферы. Глобальный геологический круговорот вещества обеспечивает среду обитания растений и животных, а также людей, которым земные недра служат кладовыми топлива, металлов и царством красоты, где сверкает золото и изумруды. Красота – свойство космической и земной гармонии природы, основа культуры человека и социального развития  цивилизации.

Геологическая история Средиземноморья определила архитектуру и античную культуру камня в Древней Греции и Римской империи. Архитектура античных городов Греции определялась ближайшими месторождениями строительного камня. Большинство зданий Пергама сооружено из трахита, Делоса - из гнейса и гранита, Милета  - из известняка и мрамора, Афин из мрамора, известняка и туфа. Денежное обращение появилось в античных  государствах Малой Азии и Греции, где находились древнейшие разработки серебряных руд.

В VII веке до н. э. самородки электрума, природного сплава серебра с золотом,  встречались  в   речных   отложениях   рек   Малой   Азии, и  царствование лидийского царя Гигеса, прапрадеда известного Креза (687-54 гг. до н. э.), увековечилось первой чеканной монетой - продолговатым статером из электрума массой  14  граммов с изображением льва - геральдического символа лидийской столицы Сарды.

Еще более древняя добыча серебра, с 1500 г. до н. э., связана с разработкой крупнейшего Лаврионского месторождения в Греции. Рудокопы прошли там около 2000 шахт, иногда глубиной до 120 метров, а общая длина штолен и штреков составила 150 ки­лометров. В VI веке до н. э. каждому гражданину Афин полагалась ежегодная рента - 10 драхм от добычи серебра в Лаврионе. Число рабов-шахтеров в забоях Лаврийских рудников в среднем достигало 20 тысяч, а в IV веке до н. э. их работало даже 35 тысяч.

В средние века поиски золота, серебра и самоцветов привели к Великим географическим открытиям, колонизации Америки и Африки.Расцвет Германской империи при Карле IV определялся разработкой в Гарце, Тироле, Саксонии и Богемии крупнейших европейских месторождений серебра, которое тогда называли  немецким металлом.»Отец  Богемии» Карл IV, король богемский и германский, а затем  император Священной Римской империи щедро  черпал рудные богатства, направив серебряную реку в Прагу, которая с той поры зовется «золотой». В пражском соборе св.Витта застыл коленопреклоненный каменный рудокоп, во Фрейбергском соборе скульптура рудокопа  держит на своих плечах церковную кафедру, в саксонском Анаберге в храме св. Анны воздвигнут «горный алтарь» с изображениями  добычи и переработки серебряной руды, поскольку горное дело, угодное богу и королю  почиталось в горняцких городах Европы основой земного бытия и процветания. «Жизнь руд и гор» стала ведущей темой немецкого фольклора и романтизма. Таинственным сокровищам земных  недр посвятили свои творения И. Гете, Г. Гейне, Э.Т. Гофман,  и другие известные деятели искусства.

Немецкие талеры сыграли значительную роль в денежной системе и истории России. В начале  XVI века на  Руси при князе Василии Ивановиче монеты чеканили из «пришлого», иноземного серебра, причем из одинакового серебряного слитка или отрубленного обрубка - рубля в Москве чеканили двести монет, а в Новгороде  сто.  Московская деньга выходила вдвое легче и дешевле новгородской, соответственно количеству серебра. Сырьем для серебряных изделий нередко служили немецкие иохимсталеры, которые в России прозвали ефимками по первой половине слова, ведь немецкое имя Иоахим соответствует нашему  Ефиму. Иохимсталер превращался в ефимок с помощью  русской надписи, которую чеканили поверх латинской. Потом на  талеры ставили копеечное клеймо - всадник с копьем на коне и дата «1655». Эти день­ги звались «ефимки с признаком», и ценились в 64 копейки - по числу копеек, получавшихся из монеты. Одновременно стали чеканить медные  деньги, которые царь велел считать по стоимости равным серебряным. Доход казне от медных денег по серебряной цене получался огромный.  Всего вы­пуск медных денег дал казне прибыль около 4 мил­лионов рублей, что в 10 раз превышало сумму, со­бираемую за год всеми налогами.   Серебро оседало в казне, а медные    деньги падали в цене. Одновременно  росли   цены,  сначала   на   хлеб  да   на  соль,   по­том  на все остальное. В 1662 году в Москве вспыхнуло народное восстание, известное в истории как «Медный бунт», после подавления которого царь велел изъять из обращения медные деньги.        Наряду   с   немецкими   ефимками   попадали  в Россию и  «гишпанские» ефимки - 8-реаловые монеты,  отчеканенные из серебра,    добытого испанцами в Новом Свете. В сентябре  1970 года при строительных работах  в Ипатьевском    переулке в Москве нашли крупнейший в Европе клад испанских монет. В медном сосуде находилось 3398 монет, большей частью 8-реаловых  «ефимков», встречались также 4-реаловые и 2-реаловые песеты.

Ефимки из «пришлого» немецкого и испанского  серебра еще долго имели хождение в российской денежной системе, пока не наладилась отечественное горнопромышленное освоение полезных ископаемых в ХVШ веке, когда Петр I учредил в Москве приказ Рудных дел и  две горных школы на Урале.

Уральская горная страна на границе Европы и Азии послужила богатейшей минеральной кладовой России. Изучение и освоение сказочной минеральной природы Урала обеспечило на многие десятилетия развитие горно-геологической отрасли и отечественной индустрии. Возник уральский горнозаводской округ, где разрабатывались месторождения железа, меди, золота, платины, самоцветов. Тяжелый, опасный и увлекательный труд старателей, рудознатцев, камнерезов, горных мастеров и рабочих обрастал опытом, заниями, суевериями, преданиями. Геологическая природа Урала отразилась в местном народном фольклоре, а затем в сказах «Малахитовой шкатулки» П.П Бажова, где описаны  реальные месторождения (Гумешевское, Благодать, Березовское, Мурзинка), горные заводы(Полевский, Сысертский, Ревдинский, Тагильский, Каслинский, Гороблагодатский, Златоустовский)  и фантастические горные духи – золотой Полоз, Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце, Огневушка-поскакушка. Сказочную среду создает геологический  мир Урала – горные породы и минералы упоминаются в сказах более 470 раз, а наиболее часто россыпное и коренное золото, малахит, самородная медь, хризолит, мрамор, змеевик, яшма, аметист. К концу ХVШ века Россия имела мировое первенство в производстве чугуна, опережая Англию и Швецию. В следующем столетии выплавка российского чугуна увеличилась в 13 раз. Однако, если в начале ХIХ века Россия продавала железо, то спустя 70 лет она предпочла ввозить машины и металлы, а первое место в экспорте заняла пшеница. Торговала Россия  и другими хлебами, лесом, яйцами, нефтью. Из 515млн. пудов российской нефти, добытой в 1898г., на экспорт пошли 70млн. пудов или 13%. В 1901г  Россия заняла первое место в мировой добыче нефти.  Продукция российской нефти составила 11506,1 тыс. тонн нефти, что равнялось половине мировой добычи.

С 1821 по 1914 год Россия производила 38% мирового золота. Во второй половине ХIХ и в начале ХХ века Россия получала 90% всей платины мира. В самородной уральской платине  казанский химик К.К.Клаус открыл неизвестный ранее металл платиновой группы - рутений( от лат. Rutenia - Россия).  Примечательно, что  этой информации нет в книге известного литературоведа и историка В.В.Кожинова «Россия ХХ век», где  рассказано про мальчика с именем Рутений. Российский историк  ограничился пояснением, что рутений – металл платиновой группы, который по-видимому используется в электротехнической промышленности, где работал папа мальчика.

Современная  Россия имеет самую богатейшую минерально-сырьевую базу, владея 16% всех минеральных ресурсов мира. По запасам природного газа, алмазов, железных руд, никеля, ниобия и тантала Россия занимает первое место в мире, по  нефти – второе, каменному углю, золоту, меди – третье.  

Главная особенность, отличающая Россию от Западной Европы  определяется не климатом и географией, а историей природопользования. Конверсия природных ресурсов, характер взаимодействия с Природой формирует социальный организм, общественное сознание, культуру, философию. Горное дело создавало культуру западноевропейской цивилизации более 2 тысяч лет, а Россия оставалась аграрной страной  и в начале ХХ века. Царскую  Россию кормил труд работника природы – крестьянина, который, взаимодействуя с природой создавал народную культуру.В сказках, песнях и преданиях народный фольклор отразил природные условия родной земли и естественно-историческую систему взаимодействия с природой. Через крестьянское, отношение к земле-матушке, земле—кормилице воспитывался нравственно-патриотический национальный русский характер. Особенно велика роль природы родного края в создании у человека образа  Родины,в формировании понятий Отечество, Отчизна и в патриотическом воспитании. Природопользование определяет характер народа, обычаи, нравы, культуру, благосостояние и проблемы. Без Арины Родионовны не было бы Пушкина. Н.А. Бердяев писал: «В основе, исторического процесса, лежит отношение человеческого духа к природе, и судьба человеческого духа в этих взаимодействиях с природой.»  Благодаря духовной  функции природы возник  народный земледельческий календарь природы, своеобразный фольклорный устав наблюдений и рекомендаций, определяющих жизнь русского крестьянина. Хронологическую основу календаря составили христианские святцы, причем святые получили экологические прозвища: Евдокия Плющиха, Капелюшница, Замочиподол /14 марта/, Василий Капельник /20 марта/, Дарья Грязные Проруби / 1 апреля/, Марья Зажги Снега /14 апреля/, Сидор Огуречник /27мая/. На Успенье/28 августа/ огурцы соли, на Сергия-Капустника /8октября/ капусту руби. В сказках, песнях и преданиях народный фольклор отразил природные условия родной земли и естественно-историческую систему взаимодействия с природой. Общение с природой проявляется в лексике и семантике русского языка. Героям русских сказок помогают не боги и черти, а силы природы в виде сказочных животных, живой воды, ветра. «Царевна-лягушка», «Маша и медведь», «Иван-царевич и серый волк», «По-щучьму велению, «Соль», «Хрустальная гора», «Медное, серебряное и золотое  царства». Причем, образ  огнедышащего «чудища поганого» отражает взаимодействие живой и геологической природы. Змей показан трехголовым уродом, опасность которого определяется большими  размерами горыныча, подобного горе. Взаимодействие с природой воплощается в поговорках, пословицах, потешках, народных песнях: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Не всякое лыко в строку», «Липа вековая над рекой шумит», «Окрасился месяц багряцем, где волны шумели у скал», «Как у ключика у гремучего, у колодезя у студеного», «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах».

В космическое время живет древнерусская поговорка: «После дождичка в четверг», которая связана с ожиданием дождя в четвертый день недели, посвященный Перуну. Этот день считали особенно благоприятным, легким для начала и успеха всякого дела. Предки особенно верили в волшебную силу родниковых вод, что связано с Родом - верховным божеством Мира славянских язычников. Отсюда основополагающие, жизненно важные понятия русского языка - однокоренные, родственные слова: род, народ, родители, урожай, Природа, Родина. В этих  словах –  обожествление основных жизненных ценностей и природных стихий, которыми ведали солнечные боги- Сварог, Световид, Стрибог, Погода, Посвист, Хорс, Коло, Перун. Примечательно, что перечень однокоренных Родослов продолжают три профессиональных геологических термина- родник, месторождение, порода. В очерке о Крыме М.Булгаков назвал полудрагоценные камни коктебельского пляжа – сердолик, халцедон, агат  - породистыми, подчеркнув высокое качество самоцветов. Как известно, порода может быть купеческой, аристократической, дворянской, а в геологии термин горная порода соответствует разнообразию и обилию минерального мира планеты, где природные ландшафты, пейзажи и явления   оказывают огромное эмоциональное воздействие на сознание, настроение и самочувствие человека.

Крымские ландшафты люди стали обживать в каменном веке. В древнегреческих мифах и преданиях значительное место занимает Крым или Таврида,  которой правил Персей – сын бога солнца Гелиоса. Бог Аполлон отправил в Тавриду Ореста за священным изображением богини Артемиды, о чем рассказал древнегреческий драматург Еврипид в трагедии «Ифигения в Тавриде». В скальных известняковых обрывах и вершинах Крымских гор находились древние пещерные города – Бакла, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Качи-Кальон. Во времена античности и средневековья калейдоскопическое разнообразие и фантастическая красота крымской геологической природы в виде водопадов, горных долин, перевалов, вершин, ущелий, каньонов, потухших вулканов, причудливых прибрежных скал, песчаных, яшмовых и сердоликовых пляжей, создали характерный минеральный колорит местных легенд и преданий про Тысячеголовую пещеру Чатырдага, Медведь-гору у Алушты, скалы-близнецы у Гурзуфа, камни Мать и Дочь в долине Качи, долину Привидений горы Демерджи, скалы Дива, Монах и Кошка в Симеизе. Не случайно Крым называли жемчужиной в короне Российской империи.

Современной формой развития экологической культуры служит создание экологических пешеходных  троп и развитие экологического туризма. В России основателем экологического туризма и создателем первой экологической пешеходной  тропы  среди исключительно красивой крымской природы в окрестностях своего имения в Новом Свете был  князь П.С. Голицын. Голицынская тропа длиной 5400метров, вырублена в скальном известняковом массиве горы  Коба-Кая на высоте 30-50м над морем в 1916г., она идет через каменные лестницы и смотровые площадки к большому гроту, где пел Ф. И. Шаляпин. От грота тропа проходит берегом Синей бухты к мысу Капчик, своими очертаниями напоминающего древнего динозавра, припавшего к воде. В скальном массиве мыса находится сквозной грот, длинной 77 м.

В современной Москве экологические тропы проложены в Измайловском парке, заказнике Воробьевы горы, природно-историческом парке Кузьминки-Люблино, в Серебряном бору у озера Бездонного.

Геологическая природа определяет рельеф и ландшафт местности, чередование рек, озер, болот и лесов. Вид «всепрекрасного места московского», поражавшего своими ландшафтами средневековых послов и путешественников оказал большое влияние на возвышение Москвы. По мнению историка И.Забелина основатель Москвы князь Юрий Долгорукий был большим любителем природы и красивых мест. Именно князь Юрий стал основателем, белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, которое дало миру такие шедевры русской архитектуры как храм Покрова на Нерли        Георгиевский собор в Юрьеве- Польском и Дмитриевский собор во Владимире.

Почему именно Москва сделалась центром Владимиро-Суздальской земли, затем столицей Московского княжества, историки предпочитают не обсуждать, а между тем судьбу российской столицы предопределила геологическая природа, сосредоточив в недрах земли московской огромные запасы лучшего в мире градостроительного материала – известняка, краеугольного камня московской и русской истории.  Юрий Долгорукий  не просто основал Москву, он создал  московскую  художественную традицию «каменного дела» древней Руси, заложил основы отечественной культуры камня.  Матушка городов русских обеспечивала строительными материалами зодчество Московского государства, и сама получила почетное прозвище белокаменная, как написал В.И.Даль.

Роль геологической природы в российской истории и культуре прояснили в середине ХХ века  московские геологи, доказавшие московскую родословную белокаменного зодчества древней Руси. Древние, невиданные моря оставили в московских недрах богатые геологические запасы наилучших строительных материалов – белого камня-известняка, стекольных и строительных песков, гравия, кирпичных и фарфоровых глин.

Исторически сложившаяся застройка Москвы, кривизна улиц и бульваров – закономерное следствие геологических условий  местности.  Многие московские улицы пролегли по берегам и руслам рек, как  Никитский бульвар или  Сивцев Вражек, и потому так прозрачен арбатский асфальт, как в реке вода.

На Нижегородскую ярмарку, называвшуюся карманом России, возили лучшие в Отечестве коломенские, кремнистые мукомольные жернова.  Из лучшей в России, по свидетельству М.В. Ломоносова, гжельской глины, сделали в Петербурге первые образцы русского фарфора, а в Гжельской волости сложился  знаменитый художественный промысел, и возник первый русский химический, минеральный завод, основанный по личному указу Петра Великого. Особое экологическое  счастье Московского края определяется отсутствием здесь рудных месторождений, а также сенатским указом о ликвидации на 200 верст от столицы железоделательных и стекольных заводом. В ХХ веке в геологической среде столицы построили лучшую в мире подземную, скоростную транспортную систему, которая продолжает строиться, также как город над ней.              

Парадоксально, но  в новой   России уже более полувека отсутствует школьное геологическое образование,  а фрагменты геологического знания произвольно включаются в курсы биологии, географии, природоведения, где вода именуется особым веществом, минеральная природа называется неживой, а биосфера - особой оболочкой или сферой жизни, вместо единственно верного определения В.Вернадского, который создал науку о биосфере, как геологической оболочке планеты.

Подобная интерпретация термина «биосфера» характерна для двоечников, которые дают буквальный перевод - «сфера жизни», не зная разницы между понятием  и   содержанием. Появилась вульгарная «экологическая» терминология, например выражение «тяжелые металлы», объединившее свинец и ртуть с мышьком и селеном. Качество среды обитания стали называть  «плохой» или «хорошей экологией». Планета Земля – действительно сфероид вращения, но в каком школьном учебнике сказано, что Земля  - геологический дом цивилизации?

При этом учащимся остаются неизвестными жизненноважные, нормативные показатели среды обитания (воздуха, питьевой воды, почвы, продуктов питания), глобальная роль геологического круговорота и ряд других вопросов, изучение которых более уместно для воспитания интеллектуально и нравственно полноценной личности в условиях геологического дома планеты Земля, нежели знакомство с методоми производства серной кислоты или соды по методу Леблана.

Особенность грядущего экоразвития определяется  способностью общества и государства вести домашнее хозяйство Земли-Природы, где главной заботой становится среда обитания человека, а не количество железа, чугуна и стали на его душу. Качество природной среды обитания, которое не купить за все золото планеты, что наглядно и страшно доказал Чернобыль.

Всю жизнь человек  взаимодействует с природой, от которой он имеет блага и беды, включая стихийные бедствия и экологические катастрофы, преодоление которых дает исторический опыт, развивает национальную и экологическую культуру, как основу социального прогресса ХХI века.

Освоение учебных материалов   должно сформировать у молодежи научное представление о Доме планеты Земля, о структуре и функциях биосферы, о проблемах взаимодействия природы  и общества, что будет способствовать развитию экологической культуры и экологического мировоззрения, нравственно-патриотическому воспитанию личности. Особая роль в системе патриотического воспитания принадлежит  экологическому краеведению или домашней экологии, которая органично соединяет глобальные проблемы с каждым человеком и его собственным домом, зеленая трава у которого снится  всю жизнь. Фактически экологическое краеведение всегда было частью природопользования «населенных мест», как говорили в старину. Для того, чтобы пользоваться Природой, природными ресурсами надо иметь местное, краевое знание, которое существует на Земле также давно, как человек. Краеведение служит эколого-культурной основой гармонизации личности, средством нравственно-патриотического воспитания человека в своем Отечестве и лучше всего отвечает на вопрос: «С чего начинается Родина?» Краеведение - основа национального самосознания, интеллекта и интеллигентности нации, основа национальной культуры и исторической памяти общества. Краеведение служит эколого-культурной основой гармонизации личности и средством нравственно-патриотического воспитания человека в своем Отечестве. Характерным для ряда современных школьных учебников и программ с грифом Минобразования является наличие информации о зарубежных исследователях - от Коперника до космонавта Армстронга, при полном забвении имен Вернадского, Докучаева, Гагарина. Зато школьная программа «Природа» для 5 класса щеголяет предисловием о пропедевтическом характере данного учебного курса.

Продуктом краеведческого невежества  можно считать бородатый анекдот про Россию – родину слонов. Как известно, слоны бывают  южные(африканские, индийские) и северные, покрытые шерстью.  Elephas primigenius, волосатый,  северный слон  в прошлом обитал на современной территории России. Останки такого слона были найдены в1900г. на берегу р.Березовки – правого притока Колымы. Чучело Березовского мамонта  с 1903г. находится на правом берегу Невы, где служит раритетом коллекции Зоологического музея РАН.  Археологические раскопки на Русской равнине открыли  сунгирьскую стоянки охотников на мамонтов на берегу Клязьмы.  В известном народном сказочном сюжете «бой на Калиновом мосту» академик Б.А.Рыбаков увидел картину охоты на мамонта, сохраненную со времен палеолита народной памятью. Для подкрепления своей версии, он сделал хронологическую оценку, приняв единицей измерения 50 лет - разницу возраста рассказчика и слушателя, деда и внука. От последних живых мамонтов Русской равнины до крестьянских сказочников XIX века получилось 240 поколений рассказчиков или 12 тысяч лет.

Образовательная картина мира должна быть целостной и ориентироваться на объективную данность природы, как основы всего сущего в мире и гаранта будущего. Образовательная система должна отражать природопользование наземной и подземной природы, так же как лист бумаги, изготовленный из древесины и глины, дает пример взаимодействия ресурсов растительного и минерального миров. Система образования  должна учитывать отечественную систему социального природопользования, ее естественно-историческое развитие.Повидимому, целесообразно вернуться к преподаванию естественных наук в контексте Натуральной истории, которая адекватно отражает организованность и развитие живой и минеральной природы, образуя исторически сложившуюся систему знаний о мире, где концептуальное взаимодействие наук о Доме планеты Земля  должно стать стержнем образовательной системы  и средством нравственного воспитания в соответствии с концепцией устойчивого развития России.