КЛЯЗЬМА - РЕКА ЖИЗНИ

         Мальчик приходил утром и внимательно глядел на дорогу. Мимо шли богомольцы, тянулись подводы с товарами, поднимали пыль быстрые экипажи и ямские тройки. Дорога вела в древний Сергиев Посад, в знаменитую на всю Россию Троице-Сергиеву лавру. Имя мальчика Савва Мамонтов потом тоже стало знаменитым на всю Россию, а пока он считал сколько народу идет и едет по дороге, чтобы рассказать отцу. Тот прикидывал много ли наберется пассажиров, если до Сергиева Посада построить железную дорогу.

         Строительство, в которое купец Иван Федорович Мамонтов вложил 460 тыс. капитала, завершилось летом  1862 г. Троицкая железная дорога протянулась до Сергиева Посада на 66 км и была одной из первых в России. Душой и главой этого строительства стал Федор Васильевич Чижев. Высоко образованный человек, профессор математики Петербургского университета, славянофил, горячо любивший Россию, он занялся железнодорожным строительством, чтобы способствовать развитию русского Севера. Ф.В.Чижев близко знал Н. В. Гоголя, дружил с художниками Александром Ивановым и В.Д. Поленовым, поэтом Н.М.Языковым, И.С.Аксаковым. Ф.В.Чижев стал для молодого человека добрым советчиком и покровителем. С детских лет Савва запомнил замечательные слова Ф.В.Чижева: "Артисты, художники, поэты есть достояние народа, и страна будет сильна, если народ будет проникнут пониманием их". И всю жизнь следовал им.

         Савва  Мамонтов продолжил дело отца, в 1872 г., по рекомендации Ф.В.Чижева он занял пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870 г., когда поезда пошли до Ярославля, С.И.Мамонтов приобрел усадьбу Абрамцево, природа которой стала творческой мастерской художников Абрамцевского кружка. Живописный колорит среднерусского пейзажа окрестностей Абрамцева навечно вписан в русскую художественную культуру. Природа Абрамцева брала в плен многих, кто приезжал к гостеприимному хозяину усадьбы. В  Подмосковье вряд ли можно указать место, пейзажи которого послужили натурой столь обширному кругу художников. Лесные дали, чащи, поляны, луга, пруды, берега и сама  Воря, аллеи парка - все они запечатлелись на этюдах и полотнах. Дорога в Абрамцево вела в большое искусство, ради которого там бывали, жили и работали многие выдающиеся деятели русской культуры конца XIX в. Это художники - В.Д.Поленов, И.Е.Репин, В.М. и А.М.Васнецовы, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, В.И.Суриков, В.А.Cеров, И.И.Левитан, С.А. и К.А. Коровины, И.С. Остроухов, Н.Д.Кузнецов, скульптор М.М. Антокольский, артисты Ф.И. Шаляпин, К.С.Станиславский, М.Н.Ермолова. По сотне этюдов написали в Абрамцеве А.В.Васнецов, И.С.Остроухов и В.А.Серов, создавший там знаменитую "Девочку с персиками".

         Заросший осокой старый пруд и живописные речные заводи Вори, запечатленные  В.М.Васнецовым сначала в этюдах, превратились потом в сказочный поэтический пейзаж картины "Аленушка". Прогуливаясь по парку, В.М.Васнецов любовался могучими вековыми дубами. Их богатырский былинный облик подсказал художнику идею картины "Богатыри". Сохранилась "Поляна трех богатырей", где В.М.Васнецов писал пейзаж картины.

         Подлинным ценителем здешней природы был М.В.Нестеров, который обошел пешком все окрестности. Чаще всего художник приходил к  древним валам Радонежа, к Преображенской церкви, построенной согласно преданию на месте жилища отрока Варфоломея, будущего Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры. Однажды осенью художник увидел долину Вори с лесистыми холмами по левому высокому берегу и золотую березовую рощу справа. Он взял этюдник и написал легендарный пейзаж к своей замечательной картине "Видение отроку Варфоломею".

         Тонким лиризмом проникнуты этюды и картины В.Д.Поленова "Река Воря", "Верхний пруд в Абрамцеве", "Березовая аллея" и множество других. Очарованный природой Абрамцева В.Д.Поленов писал С.И.Мамонтову в 1900 г., спустя 27 лет: "Вспоминаю мое первое посещение Абрамцева осенью 1873 года... Пребывание в вашей деревне озарило меня таким чудным светом, что он до сих пор светит мне путеводной звездой. "

         Построенная  Мамонтовыми дорога пролегла через живописные лесные места северного Подмосковья, где природа и история словно позаботились о создании московского домашнего курорта. Среди лугов и лесов здесь текут чистые подмосковные реки Клязьма, Уча, Серебрянка, Воря, Талица, больших заводов и фабрик нет, а до Москвы рукой подать. Поезда недолго ходили среди глухих лесов, в конце XIX в. в окрестностях станций Пушкино, Мамонтовка, Клязьма, Тарасовская началось обширное дачное строительство, а возникшие дачные поселки стали любимыми местами отдыха москвичей. Живописная природа привлекала сюда артистов, писателей, художников, поэтов, и была соучастницей их творчества как некогда природа Абрамцева.

Одними из первых построили дачу на Пушкинском шоссе сыновья основателя Щелковской мануфактуры Людвига Рабенека. Большой деревянный особняк в стиле модерн из отличного строевого леса, украшенный своеобразной галереей высоких полукруглых окон с причудливым  изломом кровли цел до сих пор. Пережив многих владельцев, дом стал одним из экспонатов Пушкинского филиала Московского областного краеведческого музея, разместившегося под его крышей. В музее находится экспозиция, посвященная художнику Евгению Ивановичу Камзолкину. Прекрасный колорист, автор ярких театральных декораций, мастер поэтического среднерусского пейзажа,  Е.И.Камзолкин оставил обширное художественное наследие. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Бахрушинском и других музеях страны. Он любил дарить свои картины друзьям и знакомым. 120 работ завещал городу Пушкино, где прожил почти полвека.

Жарким летом 1920 г. пушкинские пейзажи с яркими безоблачными закатами послужили своеобразной декорацией фантастической феерии В.В. Маяковского: "Необычайное приключение, бывшее, с Владимиром Маяковским летом на даче".   Место действия поэт четко указал в подзаголовке: "Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской железной дороге".

         В начале 20-х годов в Пушкино жил К.С.Паустовский, описавший свои пушкинские впечатления в повести "Книга скитаний". В главе "Снежные шапки" писатель рассказал о том, как "тихим снежным днем" в Пушкино приехал М.А.Булгаков, работавший тогда над романом "Белая гвардия". Целый день, одетый в старую облезлую доху, М.А. Булгаков бродил по Пушкину, рассматривал пласты и сугробы снега на крышах, заборах и деревьях, а потом проникновенно сказал: "В этих шапках как будто собрана вся зимняя тишина". Много лет спустя пушкинские впечатления отразились в романе  "Мастер и Маргарита". "Вспомнил! В Пушкине открылась чебуречная "Ялта". Все понятно!" - находит объяснение таинственному исчезновению директора варьете администратор Варенуха.  В 1922г. в Пушкино родился самый знаменитый  футболист и хоккеист всех времен и народов Всеволод Бобров.

 В 1929 г. участок  Москва-Мытищи перевели на электрическую тягу, а затем электрички пошли в Пушкино. "Ярославская железная дорога занимает первое место по удобству дачного сообщения и обслуживанию пассажиров ",- справедливо отмечал довоенный путеводитель.

Местная природа вдохновила поэта Дмитрия Кедрина, который жил недалеко от станции Тарасовская, написать стихотворное  "Приглашение на дачу":

      И так, приезжайте к нам завтра, не позже!

                                            У нас васильки, собирай хоть охапкой.

                                            Сегодня прошел замечательный дождик,

                                            Серебряный дождик с алмазною шляпкой.

                                            ………………………………………………                                                

                                            На Пушкино в девять идет электричка...

 Станция Пушкино получила имя от древнего села на Ярославской дороге, известного по документам пятивековой давности. По пути в Сергиев Посад там побывал в начале ХIХв., приятно изумленный историк Н.М.Карамзин:"Здесь замечу только, что многие крестьяне села Пушкина живут не в избах, а в красивых домиках, не хуже самых богатых поселян  в Англии и в других европейских землях! Вот действие усердия московских жителей к святому Сергию!" Украшением села был и остался кирпичный пятиглавый Никольский храм, построенный в 1692г. патриархом Андрианом на месте обветшавшего деревянного. В двух верстах восточнее села Пушкино на высоком берегу Учи, парфюмерный король Г.Брокар устроил себе усадьбу с парком, садовыми затеями - беседками, прудом и водопадом. Г.Брокар коллекционировал живопись и  в помещении Верхних торговых рядов на Красной площади в 1891г. состоялась  выставка его собрания. Усадьбу парфюмера после революции приспособили под детский дом, а после войны в ней находилась санаторно-лесная школа.

Ко времени строительства железной дороги здесь простирался дикий лесной край с редкими селами и деревнями. Рядом с железнодорожной станций постепенно образовалась "Дачная местность Пушкино" или "Лесной городок", где к концу ХIХ в. появилось множество дач, трактир с гостиницей, общественный сад и летний театр. Две дачи купил Николай Иванович Пастухов, издатель и редактор самой популярной столичной газеты "Московский листок". День основания своей газеты Н.И.Пастухов непременно праздновал в Пушкино, где он также с удовольствием ловил рыбу в Уче и Серебрянке:

Люблю я летом с удочкой

Над речкою сидеть

 Н.И.Пастухов имел две страсти: газетное дело и рыболовство, причем "не самая ловля, не добыча рыбы, а часы в природе были ему дороги,"- как пояснил В.А.Гиляровский, известный репортер "Московского листка", который  написал о своем редакторе в книге "Газетная Москва": "Заслуга Пастухова огромная - он выучил Москву читать. Это самый яркий из чисто московских типов за последние полстолетия." Про себя Н.И.Пастухов говорил: "Я сам себе предок", а свои статьи подписывал псевдонимами: Старый знакомый, Философ с Откоса или Дедушка с Арбата – возможно, в память о трудной молодости, когда он скитался по углам в Арбатских преулках.

На средства Н.И.Пастухова в Пушкино построили в 1896г. Летний театр, где выступали В.И.Качалов, Н.А.Обухова, Е.Н.Гоголева, Л.В.Собинов. "Была чудесная лунная ночь. Театрик помещался в зарослях сосен и берез, голос Собинова звучал превосходно, и со стороны шоссе раздавались по его адресу бешеные аплодисменты дачников, не попавших на это спектакль,"- вспоминал композитор С.Н.Василенко об исполнении молодым солистом Большого театра арии Арлекино из  оперы "Паяцы". На сцене Летнего театра выступали артисты драматических московских театров - Малого, Корша, часто приезжали цыганские ансамбли с участием популярных певиц - Вари Паниной, Веры Лебедевой, Веры Зориной, проводились детские праздники с играми и танцами.   В сезон 1919 и 1921гг. в Летнем театре состоялись концерты  Ф.И.Шаляпина, а в июле 1939г. там выступила Любовь Орлова.

Первые репетиции Художественного общедоступного театра начались в Пушкино на даче Н.Н. Архипова, театрала и деятеля Московского общества искусства и литературы. На дачном участке, в районе нынешних улиц Станиславского и Учинской стоял вместительный сарай, который хозяин предложил использовать для репетиций. Сарай подвергся основательной реконструкции, о чем К.С. Станиславский отписал В.И.Немировичу-Данченко: "Театр готов и удался великолепно, но дороже, чем предполагали. Навернувшиеся холода напугали нас. Пришлось внутри здания обивать картоном, серпянкой, а чтобы скрыть безобразие - и обоями. Снаружи от жары тес стал трескаться и давать щели - пришлось красить здание...Против желания мы вышли из бюджета - необходимо покрыть эту сумму спектаклями в Пушкино". Сарай оборудовали сценой, равной эрмитажной в Каретном ряду, где осенью планировалось начало спектаклей нового театра. Из ситца сшили занавес. Сцена заняла почти все пространство сарая, зрителям поставили пару скамеек и простой досчатый стол. За столом во время репетиций сидели режиссеры или актеры, читали пьесу по ролям, а актрисы вышивали бисером, "жемчугом и самоцветами" реквизит и костюмы для премьерного спектакля "Царь Федор Иоаннович".

 Утром 14 июня 1898г. на даче Н.Н. Архипова началась история МХАТ. Сперва отслужили молебен, затем, на торжественном собрании труппы К.С.Станиславский произнес свою знаменитую "Речь перед открытием Художественно-Общедоступного театра". После начались репетиции, которые продолжались весь летний сезон, поэтому для актеров сняли несколько дач. Каждое утро из Любимовки приезжал К.С.Станиславский, который требовал от актеров не только знания роли, но и понимания характеров, событий, времени репетируемых пьес. Имение Алексеевых, находилось недалеко  от ст. "Тарасовская". Там прошли   детские и юношеские годы К.С.Станиславского,: "Это было на даче в имении Любимовка... Спектакль проходил в небольшом  флигеле, стоявшем во дворе усадьбы... Я не то трех, не то четырехлетним ребенком - изображал зиму".

В Любимовке в 1889г. состоялась свадьба К.С.Станиславского и М.Н.Лилиной-Перевощиковой, о чем гостей извещало специально отпечатанное приглашение: "Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы покорнейше просят Вас пожаловать на  бракосочетание сына из Константина Сергеевича с Марией Петровной Перевощиковой 5 июля в 4 часа в церкви Покрова пресвятые Богородицы в сельце Любимовке по Ярославской ж.д. Экстренный поезд будет отправлен из Москвы до Тарасовской платформы в 2 часа 45 минут и возвратиться в Москву в 12 часов ночи".

Гостивший в любимовской усадьбе в июле-августе 1902г. А.П.Чехов писал: "Я живу ничего себе, ловлю рыбу(на реке Клязьме, дача Алексеева), здоров...Речка здесь прекрасная, глубокая, рыбы много..."

В письме со словами благодарности хозяину усадьбы К.С. Станиславскому опять про реку и рыбалку:"Давно уже я не проводил так лета. Рыбу ловлю каждый день, по пяти раз в день, ловится недурно(вчера была уха из ершей)  и сидеть на берегу так приятно, что и выразит не могу".

К.С.Станиславский тогда лечился на курорте в Германии, откуда отвечал А.П.Чехову: "Мы счастливы, дорогой Антон Павлович, что Любимовка Вам нравиться, что вы нашли в ней ту реку, которую искали, и покой, который Вам так необходим". Любимовские впечатления  писателя отразились в пьесе "Вишневый сад", над которой он работал в левом флигеле усадебного дома.

… В конце июня 1898г. К.С. Станиславский уехал к брату в Харьковскую губернию, а театральные репетиции в Пушкино  продолжил В.И.Немирович-Данченко, по инициативе которого началась работа над "Чайкой" А.П.Чехова - спектаклем судьбоносным для МХАТ и театрального искусства. Лето выдалось жаркое, с ночными грозами и ливнями, но в середине августа жару сменили холодные осенние дожди, и в конце месяца театр перебрался в Москву.

В двух верстах от Любимовки, ниже по течению Клязьмы, находилась усадьба Сапожниковых - Куракино, где 19 летних сезонов с 1880 по 1898г. отдыхал П.М.Третьяков с женой и детьми. По случаю серебряной свадьбы Вера Николаевна Третьякова(Мамонтова) составила список. Разумеется, сначала шли родственники - Сергей Михайлович с супругой, Коншины, Каминские, Мамонтовы, Якунчиковы, Алексеевы, Боткины, П.И.Чайковский. Затем хозяйка переписала художников с семействами: Поленов, Остроухов, Суриков, Неврев - всего получилось 146 человек. Погода 22 августа 1890г. стояла солнечная, теплая. Гости сьезжались на дачу к 4 часам пополудни. На Тарасовской платформе, прибывших из Москвы встречали конные экипажи и везли в Куракино.

На дачу Третьяковых художники нередко приезжали работать. Известную картину "Чаепитие в Мытищах", как и некоторые другие,  В.Г.Перов писал в Куракино. 

Поселок Клязьма возник в 1843 году по высочайшему повелению Николая I,  как  крестьянское поселение "Клязьминская образцовая усадьба". 1 августа 1862г.  мимо усадьбы проехал первый поезд, а в 1900г. поезда стали останавливаться  возле  избушки  с вывеской "Хутор", где помещалась билетная касса. Поблизости появилась чайная, где согревались извозчики, ожидавшие приезжих с поезда. Потом  соорудили платформу, а поблизости, между Пушкинской и Некрасовской улицами появилась кондитерская, где братья Пузановы готовили пирожные, торты, пекли французские булочки. По обе стороны железной дороги тогда простирались сосновые и еловые  леса, река Клязьма была полноводной, чистой, очень живописной, по берегам росли плакучие ивы, и кроме ершей любимых А.П.Чеховым, водились судаки и стерляди. Под крутым песчаным косогором, где теперь проходит Боткинская улица, располагался оживленный пляж, купальни и лодочная станция. По выходным из Пушкина приезжал духовой оркестр, который маршировал от станции по Тургеневской улице до парка, играя марши и вальсы. В парке, за деревянной с голубыми куполами церковью Гребневской Божьей Матери, на Лермонтовской улице располагалась летняя эстрада и танцплощадка. Улицы в поселке назывались, по большей части, именами писателей - Пушкинская, Лермонтовская, Державинская, Крыловская, и когда  в советское время часть дач, реквизированных новой властью, передали Московской писательской организации, в поселок стали приезжать литераторы - Л.Леонов, А.Гайдар, В. Катаев, И. Ильф, Е.Петров, которых привлекала красота  здешней природы и покой совсем близко от Москвы.

…В 1887-89гг на Клязьме в  поселке Жуковка снимали дачу В.Д. и Н.В. Поленовы. К ним приезжали: В.А.Серов, И.С.Остроухов, М.В. Нестеров. И.И. Левитан.  В 1888г.  гостил К.Коровин, который написал тогда множество этюдов и одну из своих лучших и оригинальных работ "В лодке". Картина изображает заросший зеленью берег Клязьмы, неподвижную водную гладь и лодку, где в тишине и покое сидят двое - дама с зонтиком - художница М.Якунчикова и автор с книгой.

В 1930г. К. Коровин вспоминал: "Три года назад я получил письмо здесь, в Париже, что умер Василий Дмитриевич Поленов. Письмо было от его жены, Натальи Васильевны. Она трогательно написала мне, что Василий Дмитриевич, умирая от старости, был в полном сознании. "За два дня до смерти он сказал мне,- писала жена: "Достань мне этюд Константина, речка в Жуковке. И повесь здесь, передо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке..."